Немного не в тему. История усадьбы Несвойское. Ежели, что можно удалить.
Этот трехэтажный особняк появился вскоре после сооружения здесь церкви Рождества Христова, из одного и того же кирпича, производство которого было налажено тут же, на Рождественских холмах.
До 1800 года он принадлежал вдове, майорше Анне Петровне Нееловой, затем имение перешло во владение дворян Климентъевых,
Клементьевы - представители старинного русского дворянского рода, ведущего свою родословную с конца XV века.
Несвойское оказалось не просто рядовой дворянской усадьбой, а частью истории Великой России. И жили в ней выдающиеся люди, более того - святые!
Владелица имения Александра Алексеевна Клементьевa после смерти мужа, в 1816 году, с тремя дочерьми ушла в женский Горицкий монастырь на реке Шексне, приняла имя Агния, и принесла в дар обители свое состояние. На средства семьи Клементьевых в монастыре был построен каменный корпус, в память о строительницах названный Клементьевским, каменная ограда, устроен придел во имя Смоленской иконы Божией Матери в Воскресенском соборе и придел во имя Владимирской иконы Божией Матери в Троицком соборе, храмы обители украшены новой утварью и иконами. Мать и дочери Клементьевы активно участвовали в строительстве монастырских храмов. Причем, не только средствами и имуществом, вывезенном из Несвойского, но и изготовляли и укладывали кирпичи своими руками.
Вторая дочь, Аполлинария Михайловна (1794-1863), приняла имя Арсения и была произведена в сан игумений в 1856 году. В постоянных заботах о благоустройстве вверенной ей Горицкой обители и спасении душ ея насельниц игуменья Арсения не щадила своих сил.
Младшая дочь Раиса, в пострижении Асенефа, совершила подвиг юродства и умерла непорочной в 92 года.
Новым владельцем Несвойского стал граф Николай Разнатовский, отставной гусар, наездник, удалец и страстный охотник. Нравы усадьбы и ее окрестности хорошо описал в книге "Мои скитания" Владимир Алексеевич Гиляровский, родственник графа по линии мачехи, Марии Ильинишны Разнатовской.
Будущий "король репортеров" часто гостил в молодые годы в семье родовитых, но уже раззорившихся дворян, ходил на охоту, собирал ягоды в лесу, купался в реке Вологде.
Как известно, дом Гиляровского в самой Вологде уничтожен. Но останется усадьба, где он бывал!
О дальнейшей судьбе особняка известно, что последний владелец, кто-то из рода Разнатовских-Буланиных, проиграл его в карты местному жителю Щеникову, который впоследствии, еще до начала XX столетия, передал этот дом в распоряжение местного самоуправления, там организовали земскую больницу. В знак благодарности портрет дарителя долгие годы висел на стене приемного покоя больницы.
В последствии весь советский ХХ век отплясался на этой дворянской усадьбе. Сначала, после 1917 года, все разорили, вывезли, сломали. Потом сделали из дома больницу, теперь уже участковую районную, которая справно служила два десятка лет, но в 1953-м, в половодье, льды реки Вологды разбили опоры моста, ведущего к больнице. Восстанавливать мост никто не собирался. И больницу бросили…
В начале девяностых пошло фермерское поветрие дом и усадьбу купила предпринимательница для ведения крестьянского хозяйства. И здание, и окрестность продолжали приходить в запустение. Так в бывших помещичьих комнатах, а потом - больничных палатах, разместились коровы, куры, свиньи, а в гостиной стояла гордость фермерши - элитный бык-производитель, закупленный в Голландии. Но бизнес не пошел, даже с элитным быком....
Начало XXI века оказалось для усадбы счастливым периодом воскрешения. Она перешла в руки вологодского предпринимателя Леонида Васильевича Комарова.