очень хорошо написали на нива 4х4 :
tough писал(а):
А современные болты головки,- так и тянутся до предела текучести. Потёк,- всё, больше всё одно не затянуть. "Защита от дурака", так сказать: оставили только "необходимо и достаточно".
И потом уже, с "потёкшими" болтами, стык головка-блок совсем НЕ раскрывается,- такие уж тут "сопроматные" принципы работы.
Ну , наверное, не совсем так... И современные, и не современные болты тянут и тянули разными способами:
- По вытяжке затягивают наиболее ответственные соединения. Здесь расчитывается деформация болта (шпильки) до предела текучести. Далее стык затягивается с определенной вытяжкой, не превышающей предельно допустимую... Какие это такие "ответственные" соединения???
Ну, например, тот же болт (анкерная связь) головки (крышки) цилиндра судового дизеля куда более ответственное соединение, чем самого дорогого "сухопутного" мотора...
- Динамометрическим ключом затягивают стыки примерно до 8 - 10 Кг. При бОльших моментах ошибка превышает 20% и применение динамометрических ключей бессмыслено... Слишком большое трение происходит между торцем гайки (болта) и опорой. "Свариваются"...
- "Комбинированный" способ затяжки. Сначала - динам. ключом 8 - 10 Кг, пока ошибка еще небольшая, а далее - по углу поворота.
16.01.2013 23:06:58: а вообще пробегись по этой темке, там всего то 14 страниц
http://www.niva4x4.ru/viewtopic.php?t=3 … p;start=75 поймешь пользу восьмерошных болтов.