Расскажу ещё один случай, в результате которого я едва не поверил в сверхестественное...
Эта история произошла в 1988 году. Тогда летом я проходил практику в должности рулевого-моториста. Набирал плавательский ценз, чтобы осенью дипломироваться в штурмана. Первая практика у меня была годом ранее в сибири, на реках Енисей и Ангара. Захаживали и на Подкаменную Тунгуску и на Большой Пит. Но это другая история. В восемдесят восьмом-же я проходил практику на теплоходе "Волго Балт - 23", смешанного река-море плавания. Таскали мы железорудный концентрат из Кандалакши на наш родной завод. Неделя туда - неделя обратно. Перед выходом в Белое море особенно выматывал ББК - Беломоро-Балтийский канал, с его девятнадцатью шлюзами! Так называемая "Повенецкая лестница". Деревянные шлюзы, зачастую просто прорубленные в скале вызывали особый трепет - строили всё это великолепие заключённые... Никаких плавучих рымов! Закидываешь лёгость наверх, где береговые матросы вытягивают швартовый конец и надевают на тумбу. А мы, на судне, постоянно то стравливали, или подбирали этот конец, периодически одерживая судно быстро накидывая на кнехт дополнительных пару шлагов. Последний - девятнадцатый шлюз открывался практически в море! Прямо так: открываются ворота и выходишь в Белое море! Красиво!
Переход по морю занимал у нас двадцать часов. Если передвигаясь по рекам и озёрам в рубке обязательно вместе с рулевым постоянно находится вахтенный начальник, то в море весь комсостав отправлялся в каюту капитана предаваться алкогольным возлияниям, предоставив управление судном рулевым. А что, в море трудно налажать! Простор и глубина! В море нет судоходной инспекции, поэтому забухать можно не боясь наказания. У меня были дневные и ночные вахты, по четыре часа соответственно. Вот и тогда, в начале навигации, когда ночи ещё довольно тёмные даже там, я принял вахту где-то в районе Кузовского архипелага.
Изменение и поддержание курса осуществлялось одним рычагом гидравлической системы управления. Такой большой рычаг с шариком на конце. Между собой мы его именовали "шишка". Вот и тогда, полупьяный старпом, с которым я нёс вахту, поставил меня "на шишку", указал курс и держась за переборку удалился из ходовой рубки. Впереди у меня были четыре часа полной скуки... Держать курс по гирокомпасу, сидя на высоком табурете - давольно скучное занятие.. Временвми выходя из рубки на улицу, на капитанский мостик, то с правого, то с левого борта - я свешивал клюв за борт и любовался морем! Почему-то волны образованные нашим судном слабо фосфорицировали зеленоватым светом, хотя всё море было тёмным. В не густых сумерках на редких уже льдинах можно было разглядеть тюленей. Временами пугливо, прямо у борта разбегались киты-белухи. Чуть реже попадались касатки. Надо сказать, что кит пускающий фонтанчик - это красиво на рисунках! В реальности этот фонтанчик источает такую вонь! - В общественных уборных запах намного приятнее ей Богу!!! Зубы киты видимо не чистят:)))
Возвращаясь в рубку, парой-тройкой движений "шишкой", поправлял курс ставя стрелку на картушке гирокомпаса на нужную цифру. Надо сказать, что в рубке постоянно присутствует определённый шумовой фон. Тут и лёгкая вибрация от судовых дизелей, и шипение рации, и писк гидравлики рулевого управления.. В общем, когда закрыты двери, то звуки извне почти не слышны. Вот и тогда, возвратясь в рубку, откорректировав курс, лениво скользнув взглядом по приборам - я устремил взгляд вперёд, ощущая себя крутым капитаном одиноко ведущим огромное судно по бескрайнему морю! Впрочем это было недалеко от истины!))
И вот впереди, практически на горизонте, там где ещё можно отличить поверхность моря от неба - из под воды взлетает большой, красный воздушный шарик!!! Реальный шарик, с завязочкой внизу, где должна быть ниточка! Вырвавшись из-под воды, шарик быстро поднялся в небо, где бесследно растворился! И всё это в полной тишине!!! Я не поверил бы своим глазам, если бы вслед на первым не вылетели ещё два шара! Зрелище было сюреалистичным!!! Про себя думаю: "давай отцов-командиров вызову, пусть приколются узрев НЛО". Из рубки прямо в каюту капитана, был проведён звонок и в любой непонятной ситуации рулевой этим звонком мог вызвать начальство, дабы уж оно и разруливало эту самую ситуацию. В рубку ввалились они гурьбой, видимо прогуляться, покурить, или попросту "пробздется" - как мы это называли:)) Быстро посвятив начальство в суть мной увиденного начал было выслушивать недовольное бурчание, что глюки у меня, да и не бывает НЛО, да и .. В этот момент, почти прямо по курсу, из под воды вылетел очередной "воздушный шарик", круто рванув в небеса!
Немая сцена длилась секунд пять! Все в оцепенении провожали взглядом этот неопознанный объект! Первым пришёл в себя капитан! Вмиг протрезвев и оттолкнув меня от "шишки" - собственноручно на полном ходу переложил руль на борт, попутно отдавай приказание штурману определить местоположение и расчитать наш новый курс, перпендикулярный прежнему. Навигаторов то в то время не было.. Идущий полным ходом, порожний в баласте "Волго-Балт", с большим креном, резво совершил поворот. Через пару минут, озадаченные нестандартным действием судна, в рубку потянулись те кто спал, бдел, или "вызывал русалку" - чуть позже расскажу что это такое:))
Через минут двадцать, из темноты, наше судно освещает мощный луч огромного прожектора! Многократно усиленный "матюгальником" голос пролаял риторический вопрос: "Как вы прорвались в зону боевых стрельб? Немедленно отойти в квадрат такой-то и встать на якорь на полтора часа!" После чего скрутив оборот и шевельнув винтами - "вояка" умчался в ночь! В последующем не раз встречался с "вояками", но они ловили нас на подходе к зоне учений. И всегда поражался их скорости. В водоизмещающем режиме они мчались так - как я на лодке не могу лететь! И никогда они не говорили с нами по рации! Только по "матюгальнику" приблизившись почти вплотную.
Ну как вы поняли в тот раз они нас попросту "проголубоглазили". Не знаю по какой причине, но факт - есть факт. А "воздушные шарики" - это пламя вырывающееся из сопла ракет, которые запускали в тот момент из под воды подводные лодки. Пока то-да сё, моя вахта подошла к концу и я отправился испить чайку и залечь спать. Поднялся когда мы уже стояли в Кандалакше на рейде. Отцы-командиры, выходя по очереди, перегибались через фальшборт и вцепившись трясущимися руакми в планширь - "звали русалку")))) Это когда перегнувшись через борт, суёшь два пальца в рот и кричишь: "Русалка-а-а-а-а!!!!!!!!!" Исторгая из себя, неприжившееся содержимое похмельного желудка:)))))))))) Напакостить на судне - считалось непростительным грехом! Впереди была моя дневная вахта.
P/S На фото другой теплоход, но "мой" Волго-Балт выглядел точно так-же! Это так, для общего представления.
Отредактировал Капитан (09.01.2019 10:26:22)