Любой уважающий себя покоритель бездорожья прекрасно понимает, что необходимо для успешного преодоления преград. Есть три основные необходимые принадлежности: это резина с агрессивным протектором, полноценный полный привод и хорошая электрическая лебедка.
Чаще всего именно лебедка является последним аргументом в борьбе за право ехать, а для ее использования жизненно необходимо одно очень важное условие — наличие того, за что зацепить ее трос, например, дерево или вторая машина, но что делать, если их не оказалось в зоне досягаемости? В таких случаях приходит на помощь якорь.
Назначение и конструкцияВ принципе можно использовать и морской, но лучше воспользоваться специальным автомобильным.
Якорь для самовытаскивания больше знаком спортсменам-трофистам. Задача у автомобильного якоря такая же как и у водного собрата — зафиксироваться на местности и удерживать привязанное посредством троса или цепи транспортное средство.
Не сложно представить себе ситуацию, при которой ваш мощный и хорошо оснащенный внедорожник медленно погружается под землю на просторах весеннего поля, беспомощно вращая огромными злыми колесами.Вы одни, ближайше дерево метров за 500 и даже пара удлинителей троса лебедки не поможет. Погода хорошая, но не настолько, чтобы дожидаться пока грунт не высохнет. Что же делать? Доставать якорь!
Основной частью якоря является так называемая «лопата», которая соединена с кронштейном под острым углом. В конце кронштейна находится «ухо», за которое цепляется крюк лебедки, а посередине кронштейна находится второе «ухо» для вытаскивания самого якоря из грунта.
Виды якорейГлобально якоря можно разделить на профессиональные (спортивные) и небольшие компактные для повседневного использования.
Разница по большому счету в том, что первые, как правило неразборные или разделяющиеся на две части и снабжены достаточно большой лопатой, которая улучшает характеристики. Такие якори занимают много места и используются либо спортсменами, либо серьезными автопутешественниками с достаточным местом в багажнике или на нем.
Любительские, если можно так выразиться, якори имеют меньший размер, легко разбираются и складываются в специальную защитную сумку. Такие устройства легко перевозить в чистом багажнике и использовать только тогда, когда в этом будет серьезная необходимость.
В силу подвижной складной конструкции лопаты такой якорь не очень подходит для спортивного использования и требует более спокойного подхода.
Принцип работыПринцип работы достаточно прост: якорь располагают на поверхности, направив острие лопаты в землю. К концу кронштейна крюком или через подходящий шакл прикрепляется лебедочный трос и включается на смотку лебедка. Удобнее проводить данную процедуру вдвоем, в таком случае штурман помогает лопате при натяжении троса быстрее и правильнее углубиться, равно как может помочь ей не выскочить встав сверху.
Если помощника нет, все то же самое можно проделать при условии, что у вас есть радиопульт к лебедке.
Есть особенные рекомендации по выбору места применения якоря. Старайтесь использовать особенности местности в свою пользу: если рядом растет небольшой кустик или маленькое деревце, постарайтесь воткнуть якорь так, чтобы его лопата попала в корневую систему. Таким образом якорь получит естественную дополнительную преграду и упор.
Хорошо подойдет набитая колея или дорога, как правило грунт там более уплотненные и будет лучше держать якорь.
Надо отчетливо понимать, что время года может существенно поменять ситуацию и, например, зимой забить лопату в мерзлый грунт будет крайне сложно. С другой стороны и провалиться зимой шансов тоже меньше.
Особенности использованияПри использовании якоря на мягком грунте или на болоте стоит учесть одну особенность — после первого «прохода» якоря в грунте необходимо вынуть его наружу и уложить снова в месте первоначального заглубления.
Таким образом с каждым новым проходом якоря он будет все больше и больше заглубляться в грунт и собирать почву перед собой, а в болотце увеличится шанс зацепиться за что-то под водой. В определенных случаях именно это может стать условием для положительного эффекта.
Естественно, что самыми худшими для использования якоря местами являются болота, гравийные и песчаные грунты, даже если они покрыты слоем плодородного грунта. В одном таком месте мы проторчали несколько часов и вытащить застрявшую Семидесятку с помощью якоря так и не смогли. Именно под плодородным слоем грунта скрывался песок и якорь категорически отказывался цепляться хоть за что-то.
После того как вам удалось выбраться из грязевого плена не торопитесь на радостях мчаться во весь опор, ведь надо еще вытащить своего «спасителя» из подземного царства. Сделать это можно и вручную, но по опыту проделывать этот трюк в течение 3-4 раз подряд просто тяжело, даже со здоровой и крепкой спиной.
Чтобы сохранить здоровье и ускорить процесс, закрепите крюк лебедки посередине кронштейна за дополнительное «ухо» и вы с легкостью выкорчуете железного друга из-под земли. Останется только отряхнуть с него грязь.
Выбор якоряКак выбрать якорь? Естественно, чем легче якорь, тем проще будет штурману или вам таскать его, особенно тогда, когда это приходится делать в спешке и несколько раз подряд. Поверьте, что даже 8-килограммовая конструкция становится тяжким бременем при перемещении по болотам в течение долгого времени. Кроме всего прочего к ней спешит пристать глина, тина и прочая нечисть, которая никак не облегчает жизнь.
Сейчас можно найти облегченный якорь раскладываемый на две крупные части и производимый частной мастерской в основном для экспедиционеров и спортсменов, а также универсальные складные якори фирм Telawei и Wincar.
Если у вас на машине есть лебедка и вы периодически выдвигаетесь в одиночку в заповедные для недоприводов места, не побрезгуйте возить с собой компактный и красивый якорь. Если он спасет вас хотя бы один раз — это уже будет не напрасная покупка, так как не всегда и не везде есть возможность найти помощь в виде веселого тракториста.
Якорь самовытаскивания
Если же вы намерены участвовать в спортивных мероприятиях и постоянно забираться туда, куда Макар коров не гонял, то якорь вам просто необходим. Не верите? Зря...
(с)
http://offroadclub.ru