Зимняя езда. Олег Вазим
(Взято здесь:
http://motoo.zr.ru/txt/archiv/01-07/96-98.htm)
На зиму ты либо отволакиваешь мотоцикл в "стойло", либо сезон не закрываешь. Для нас, отмороженных, возникают насущные задачи: подготовить моц, резину, экипировку.
ПРОТИВОЯДИЕ МОТОКСИКОЗУ
СНЕГОМОЦ. Им может быть эндуро или скутер. Достоинство "табуретки" - в конфигурации посадки водителя и небольшом весе машинки. Возможность помогать себе ногами "увезет" от многих неприятностей, связанных с заносами. При движении выставлять их безопаснее носком вверх, опираться пяткой - во избежание вывихов. Достоинство "табуретки" в условиях города - ее "антипробочность". Еще одно - уровень ветро-грязезащиты. Существует и дополнительное средство. В Италии, Франции и прочей Европе народ пользуется тентом, его еще называют пледом: он, как балдахин, закрывает водителя от шеи до пояса или ниже (модели бывают разными) от ветродуя и грязевого шлейфа из-под колес автомобилей. Пледы бывают подогреваемымиѕ Впрочем, об экипе - чуть позжеѕ Управляемость скутера зимой - сказочная: рулится "мыслью", пролезет где угодно. Проходимость, впрочем, зависит и от вашей физической силы (ведь придется переставлять "жужик" с места на место), а также сноровки и мастерства.
ЭНДУРО - это еще веселей. Правда, дороже. Но кайфовее: есть дорога, нет дороги - вам все равно. Вариант зимней езды на эндурике обольщает большим выбором резины: от "злой" (для гравийного или ледяного покрытия) до асфальтовой. Движок не закрыт, в отличие от скутера, на светофорах согревает. Руль шире скутерного, и с ним сложнее проходить по междурядью. Естественно, грязезащиты нет, но можно разжиться, например, тем же пледом. Невдалеке от гаража желательно обнаружить мойку. Сделайте все возможное, чтобы не допустить влагу в тросики (представьте, что случится, если привод газа заклинит на скорости), систему питания (выковыривать лед из поплавковой камеры карбюратора - пытка) и, по возможности, в тормоза (их обмерзание может случиться и на ходу).
МОТОР. Коли имеете дело с четырехтактником, залейте самое жидкое масло (0W или 5W), дабы уберечь движок от масляного голодания, а значит, и "клина" в первые минуты после запуска. Перед поездкой (очень важно!) как следует прогрейте мотор - иначе при движении по морозу он может вообще не выйти на требуемый температурный режим. Мы помним, что с понижением температуры повышается плотность воздуха (а следовательно, и количество кислорода на единицу объема), значит, надо настроить карбюратор на более богатую смесь.
ОБВЕС. Дабы свести к минимуму влияние агрессивной антигололедной "химии", лакокрасочное покрытие защитите толстым слоем восковой полироли, а неокрашенные детали обильно побрызгайте силиконовым спреем. Хорошую службу сослужат ручки руля с подогревом. Стоят они $40-50. Даже сквозь теплые перчатки руки согревают.
РЕЗИНА. Поставщики в России не принимают в расчет нужды "мотоотморозков" - мы лишь редкое исключение из покупателей (не то что в Германии и скандинавских странах). Но зимняя моторезина существует, ее можно достать. Универсальный вариант - и для асфальта, и льда - предлагает маленькая фирма из немецкого городка Хайденау (
www.reifen-heidenau.de). В ней для скутеров делают отличные, уже ошипованные Iceman Spikes от "Швальбе" (
www.schwalbe.de). Преимущества этих шин в том, что, кроме шипов, на протекторе множество ламелей. Можете и сами похлопотать, чтобы ошиповать имеющиеся под рукой покрышки, благо ассортимент шипов сейчас велик. Станете подбирать - учтите толщину протектора под высоту устанавливаемых шипов. Их в пятне контакта должно быть не меньше дюжины, минимум в пять рядов, выступающих не ниже чем на 1,5 мм. Желательно их "асинхронно" расположить по окружности - этим избежите гула и резонансных вибраций. Давление в шинах стоит снизить на 0,2-0,3 атм ниже номинала - площадь пятна контакта с дорогой увеличится.
Олег Вази