Условия, в которых 170 дней находились защитники Аджимушкая, страшно даже представить. Без свежего воздуха и дневного света, практически без воды: фашисты следили за выходами наружу, и каждая попытка пробраться к колодцу превращалась в бой. В самих каменоломнях воды практически не было.
Чуть легче стало, когда солдаты сумели прорыть ход к стволу одного из полуразрушенных колодцев, а потом и докопаться до воды.Наверху не утихала стрельба. Входы в подземелья охраняли наиболее стойкие солдаты и эсэсовцы — перед защитниками они испытывали почти мистический ужас. Надеясь обвалить подземные ходы, фашисты сначала взорвали все известные ходы, а потом пытались проводить взрывы вдоль основных штреков — скорее всего у них был план катакомб. Но только проследить на поверхности все подземные ходы сложно, да и взрывчатка не всегда брала крепкий камень. Поэтому многие взрывы оставляли после себя лишь неглубокие воронки. Но были и удачно заложенные бомбы, которые обрушивали стены подземных коридоров.
Пытаясь выкурить из катакомб, фашисты закачивали в каменоломни дым и отравляющие газы. Из самых глубоких штреков до сих пор не выветривался запах газа и гари. В середине октября 1942 года большая часть защитников подземной крепости погибла, но оставшиеся в живых бойцы продолжали оказывать сопротивление врагу. Выстрелы прекратились 31 октября 1942 года, последние красноармейцы были взяты в плен. От фашистской оккупации Керчь и её окрестности были освобождены лишь в апреле 1944-го.
Совет: вход на неэкскурсионную тропу находиться слева от памятника, проходя по тропинкам внимательно смотрите под ноги. Мы встретили здоровенную змеюку.