День военной контрразведки РФ
19 декабря 2016
98 лет назад – 19 декабря 1918 года - в Советской России в рамках формирования органов безопасности появляется особая служба, перед сотрудниками которой была поставлена основная задача по борьбе с так называемой контрреволюцией. Служба являлась структурным звеном Всероссийской чрезвычайной комиссии и имела сеть региональных представительств. Примерно в то же время формируется и контрразведывательный отдел ВЧК, занимавшийся вопросами противодействия активности представителей иностранных военных разведок в период военной интервенции на территории Советской России.
Именно эта дата и была выбрана в качестве праздничной для представителей современной военной контрразведки. - 19 декабря в Российской Федерации празднуется День военной контрразведки, фактическая история которой, безусловно, начинается отнюдь не с 1918 года.
В частности, перед началом Русско-японской войны – в 1903 году в Главном управлении Генштаба военного министерства Российской империи был подготовлен проект по учреждению особого органа, который занимался бы поиском и выявлением иностранных шпионов и их пособников со стороны российских подданных. Проект готовился под началом военного министра и члена Военного совета генерал-адъютанта Алексея Куропаткина.
На стол императора Николая II проект фактически контрразведывательного органа лёг в январе 1903 года. При этом особый акцент разработчики проекта делали на том, что орган военной контрразведки необходим в связи с явной активизацией агентов разведок как Европы - Британии, Австро-Венгрии, Германии, так и Азии – в первую очередь, конечно, Японии.
Из пояснения к документу, который рассматривал император:
Деятельность сего органа должна заключаться в установлении негласного надзора за обыкновенными путями тайной военной разведки, имеющими исходной точкой иностранных военных агентов, конечными пунктами лиц, состоящих на нашей государственной службе и занимающихся преступной деятельностью, и связующими звеньями между ними - иногда целый ряд агентов, посредников в передаче сведений.
Николай II идею поддержал. И орган, по сообщениям военных историков, получил полуофициальное название «разведочного отделения» при военном министерстве. При этом никаких официальных документов об учреждении тогда опубликовано не было, что вполне понятно. Публикация таких данных автоматически обнажала бы активизацию работы в Российской империи по противодействию иностранным военным разведкам.
Первым начальником службы контрразведки («разведочного отделения») Российской империи стал Владимир Николаевич Лавров. В архивах сохранился приказ о его назначении – пр. №63 от 4 июня 1903 года. Перед назначением на новую должность ротмистр В.Лавров был начальником секретной полиции в Тифлисе и имел репутацию одного из наиболее успешных представителей службы сыска. Отдельные историки полагают, что Владимир Лавров в качестве главы службы военной контрразведки сумел выявить шпионаж в пользу Австро-Венгерской империи со стороны Романа Унгерна-Штернберга – барона, известно впоследствии активными действиями на Дальнем Востоке – в частности, восстановлением независимости Монголии. Есть и другая группа историков, которые не видят в деятельности барона Унгерна составляющей против интересов Российской империи, а подчёркивают его курс на сохранение монархии и её восстановление после революционного 1917. Историографический спор по этому вопросу идёт по сей день, и многие специалисты считают, что тот вид монархии, который понимался Унерном-Штернбергом, ничего общего с традиционным русским монархизмом не имел. Как бы то ни было, но заслуги Владимира Лаврова по разоблачению Унгерна отмечены в исторических источниках.
В ходе Первой мировой войны военная контрразведка России проходила, что называется, испытание боем. Само участие Российской империи в большой войне диктовало необходимость расширения контрразведывательной работы, целью которой было пресечение попыток овладения представителями иностранных разведок важными данными о вооружении, численности и прочих составляющих боеспособности русской армии на фронтах. В различных ведомствах перед войной были выявлены десятки иностранных агентов, «сливавших» важнейшие данные военного и военно-политического характера за рубеж. И речь шла об агентах далеко не только германской военной разведки. Хватало «друзей» и со стороны других государств, впоследствии поучаствовавших в Первой мировой и развале Российской империи.
Активность военной контрразведки (Главного управления контрразведки - СМЕРШ) трудно переоценить, говоря о деятельности структуры в годы Великой Отечественной войны. В задачи сотрудников СМЕРШа входила защита частей Красной Армии и Флота от активности иностранных спецслужб и их агентуры на территории Советского Союза. СМЕРШ решал задачи по пресечению попыток проникновения немецких агентов через линию фронта, по переходу советских военнослужащих на сторону гитлеровцев, по проверке тех военнослужащих, которые возвращались из немецкого плена. И это далеко не все задачи специального подразделения.
В чём состоят задачи военной контрразведки в наши дни? По большому счёту круг основных задач ведомства, которое неоднократно претерпевало реорганизацию и смену названий, не изменился со дня основания подведомства. Это противодействие попыткам ведения деятельности, направленной против Вооружённых сил, противодействие нанесению ущерба интересам Российской Федерации, организация противодействия террористической и экстремистской активности, использованию технических средств по несанкционированному получению информации о деятельности силовых структур страны, организация работы по пресечению попыток насильственного захвата и удержания власти.
Из официальных данных службы:
Борьбу с преступностью и террористической деятельностью органы безопасности в войсках осуществляют путём проведения в пределах своей компетенции оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия.