Что говорит нам инет о Бесовом носу:
Примерно в 50 км к северо-западу от точки слияния водоразделов трех морей, на восточном берегу Онежского озера, находится знаменитый Бесов нос. Это один из самых южных выходов на дневную поверхность скальных пород Балтийского кристаллического щита. Здесь, на отполированной ледниками, прибойными волнами озера и временем поверхности гранитов, тремя языками вдающихся в Онежское озеро и плавно уходящих под урез воды, находится около 600 петроглифов – наскальных рисунков, возраст которых оценивается в 4-6 тысяч лет. Это интереснейший комплекс различных изображений, оставленный нашими далекими предками.
Многие из рисунков до сих пор не разгаданы – что они изображают, что олицетворяют? Некоторые из них воспроизведены в прекрасной книге Ю.А.Савватеева “Каменная летопись Карелии”. Сопроводительный текст гласит: “...несколько странных отдельных фигур: человек с “веткой” на голове и верхняя часть туловища трехпалой человекоподобной фигуры... Человек в “унтах” с расставленными ногами и вытянутыми руками с кружками (кольцами); и, наконец, изображение ноги человека”. Действительно, странные фигуры. Но если взять топографическую карту места схождения водоразделов трех морей, то все эти фигуры окажутся... изображениями верховий реки Сойды и ее многочисленных притоков. Непонятные кружки-кольца – это озера, откуда вытекают два ручья, которые, сливаясь, образуют человеческую фигуру – Сойду. “Ветка” на голове – два падающих в озерцо ручья. Изображение человеческой ноги – отрезок и впрямь напоминающей ногу речной долины. Возможно, это одни из первых в мире топографических карт. Необходимо отметить, что рисунок верховий этой реки в сочетании со впадающими в нее притоками очень напоминает бегущую человеческую фигуру. Если бы это не выглядело слишком фантастично, можно было бы предположить, что контур и динамика знаменитой Белой богини из наскальных рисунков на африканском плато Тассили точь-в-точь повторяют контуры верховий реки Сойды. Река здесь напоминает как бы каркас в теле скульптуры. Только Белая богиня не скульптура, а рисунок, где в качестве стержня использована память о контурах истоков великой Ра-реки, бегущей, чтобы дать жизнь всему живому.