После ночевки, мы выскочили на находящийся рядом в лесу заброшенный Военный полевой аэродром. который начинался строиться в 1940 году. Тогда была подготовлена взлетно-посадочная полоса для самолетов У-2 и других маленьких самолетов, а в 1941 году было решено удлинить и расширить полосу для самолетов СБ - скоростных бомбардировщиков. В годы войны взлетная полоса располагалась поперек современной «взлетки», т.е. с севера на юг. Все самолеты, автотранспорт, землянки для людей, все было рассредоточено и замаскировано в ближайшей полосе леса, вплотную примыкавшей к аэродрому. Единственное здание, имевшееся на опушке леса, было занято под столовую для летного и технического состава».
С Гирвасского аэродрома летчики совершали боевые вылеты на скоростных бомбардировщиках «СБ». Но в начале войны эти самолеты уже не оправдывали своего названия – скоростные, так как их предельная скорость составляла 440 км в час, когда скорость «мессершмитта» - 600 км. в час. Вторым недостатком СБ было слабое стрелковое вооружение. В первые месяцы войны наша авиация несла большие потери. Часто на родной аэродром самолеты возвращались изрешеченными, а летчики раненными. Умерших от ран хоронили недалеко от взлетной полосы. На аэродроме погребены многие экипажи. В связи с наступлением финнов, 29 сентября 1941 года полк получил приказ перебазироваться на другой аэродром. Утром летный состав и часть технического состава улетели на самолетах на восточную сторону Онежского озера. Последние оборонительные бои за поселок Гирвас и аэродром произошли 13-14 октября 1941 года. В годы оккупации Гирвасский аэродром использовали финские летчики. Здесь были построены ангары для самолетов, жилые помещения, склады и авиамастерские. На аэродроме базировались истребители Брустер «Буффало». В конце августа 1942 года воздушная разведка Карельского фронта выявила на аэродроме Гирвас двенадцать неприятельских самолетов. 1-2 сентября наша авиация совершила несколько налетов на аэродром Гирвас. При отступлении финны его заминировали. После Великой Отечественной войны аэродром в Гирвасе был перестроен: песчаный грунт был укатан щебенкой, новая взлетная полоса имела металлическое покрытие, позднее на часть взлетной полосы уложили асфальт, что сделало Гирвасский аэродром всепогодным и пригодным для тяжелых реактивных самолетов. Аэродром использовался военной авиацией.
В настоящее время территория аэродрома по прежнему находится в ведении Министерства обороны, он до сих пор считается запасным аэродромом, но по прямому назначению не используется.
Отредактировал Skif (21.08.2016 09:33:38)